Главная » Статьи » Статьи

«Я нашла себя в этой профессии…»

  Много в нашем районе женщин, которые за свой добросовестный труд достойны уважения. Это врачи и преподаватели, воспитатели и продавцы, работники культуры и сельского хозяйства. Живут среди нас и те, чей род занятий теперь входит в разряд исторического прошлого. Прошлого, но не забытого, поскольку много лет люди отдавали силы на общее благо. Речь пойдёт о профессии наборщика типографии, которой в своё время в совершенстве владела жительница села Мухоршибирь Федосья Фёдоровна Воложанина.

  Cтаршее поколение, безусловно, помнит о существовании и деятельности в Мухоршибирском районе типографии, которая выпускала бланочную продукцию и, самое главное, районную газету. Это сейчас на вооружении полиграфистов современное оборудование – станки и машины, которые сами режут бумагу на листы нужного размера, сгибают газетные полосы и складывают каждый номер страничка к страничке. Да и полосы в печать поступают набранными и свёрстанными на компьютере. А тогда буквально весь процесс создания печатной продукции шёл вручную. Эту незаметную  со стороны работу вместе с коллегами выполняла и Федосья Фёдоровна. В марте текущего года ей исполнится 90 лет, но ветеран труда в подробностях помнит свои непростые рабочие будни и нюансы профессии.

Буква к букве
полоса за полосой

  До прихода в газету Федосья Фёдоровна уже не один год трудилась – в основном на колхозных полях: «Военное время заставило. Мужчин всех забрали служить, в селе остались практически одни женщины, дети. В семье у нас было много детей – шестеро, и надо было всех накормить. Вот я и начала с 13 лет работать в колхозе. Мы были заняты на полях, огородах, заготавливали сено».
  После окончания войны в 1945 году 17-летней девчонкой Федосья пришла в районную типографию, где печаталась газета «За большевистские темпы». «В газету меня позвала наша соседка, тетя Нюра Бутакова. Сказала, что сначала буду у нее учеником. И я начала знакомиться с кассой». Кассой в типографии того времени называли специальный ящичек с перегородками, в который надо было в соответствии с рукописями помещать литеры (специальные бруски с рельефными изображениями букв) и пробельные элементы для ручного набора текста. Федосья Фёдоровна вспоминает: «Да, было непросто привыкнуть. Надо же было понять, как ту или другую литеру поставить, на каком расстоянии друг от дружки, пробелы выровнять, чтобы строчку заполнить. Пробельные литеры разными по толщине были, можно было по две рядышком ставить, лишь бы расстояние слишком большим не было. И еще надо было очень многое помнить: про правильные переносы, про отступы, про верное написание слов. Работали не только руки – работала и голова. Требовались скорость работы и смекалка, хорошая память и внимательность».
  Вскоре период ученичества закончился, и Федосью Фёдоровну допустили к самостоятельной работе в качестве наборщика ручного набора. Всего за четыре месяца она освоила азы новой для себя профессии и с головой окунулась в интереснейшую, но непростую деятельность по набору полос. Было необходимо по предоставленному редакцией макету не только уложить текст – требовалось подобрать заглавочные шрифты, отбивки и линейки, грамотно установить клише (оттиски, которые были отлиты из металла по бумажным фотографиям и рисункам) и при этом не допустить оплошностей в расстановке букв. Литеры были маленькими, начертания букв располагались вверх ногами и в зеркальном отображении. Но каждую буковку опытные наборщики не разглядывали – по словам Федосьи Фёдоровны, со временем они научились распознавать всё практически на ощупь, поскольку на каждом брусочке были специальные выемки. Удобно было работать с кассой, где хранились литеры. В этом ящике брусочки с буквами располагались не по порядку, а по частоте употребления – прямо как на современной компьютерной клавиатуре.
  На вопрос о том, как наполнялись текстом колонки, чтобы все было ровным, Федосья Фёдоровна ответила: «А у нас был специальный инструмент – верстатка. Это такой лоток небольшой. Его одной рукой держишь, второй укладываешь в него буковки». Пробелы между словами, строками, абзацами наборщицы заполняли длинными брусками или небольшими квадратиками. Так набирались несколько строк или целый абзац, если он был небольшой, а потом все это аккуратно надо было перенести на гранку (плиту из металла размером чуть больше газетного листа). Очень тонкая работа, практически ювелирная, ведь с таким трудом набранный текст мог легко разрушиться. Чтобы этого не произошло, для фиксации литер на гранке использовали специальные подпорки – металлические бруски.
   А чего стоило перенести набранную полосу к печатному станку! Гранки были сами по себе тяжелыми, а тут еще литеры... Вес одной полосы мог достигать 30-40 килограммов. «Плиты надо было переносить аккуратно, споткнешься – и полетят буковки в разные стороны, столько работы насмарку!».
  После того как газета была напечатана, начинался прямо противоположный набору процесс. Полосу разбирали на составляющие, которые было необходимо поместить в конкретные ячейки кассы. И опять внимательность и аккуратность: «Положишь литеру не туда – почитай, в следующей полосе обязательно допустишь ошибку, ведь все делаешь уже автоматически».
   Все, кто набирал текст вручную, старались помогать друг другу. Федосья Фёдоровна с теплотой вспоминает и свою наставницу Анну Бутакову, и своих коллег Варвару Колмакову, Ирину Оленникову (Грудинину), и других работников типографии. «Один на один с проблемой никто не оставался, все работали дружно, слаженно – настоящий коллектив! Все вместе двигались к поставленной цели, каждый в полной мере осознавал, насколько у нас ответственная работа, и старался не подводить ни товарищей, ни руководство, ни район».
   В обязанности наборщицы входила не только установка литер в кассу, но и чистка инструментария: «Каждый раз после того, как полосу напечатали, мы брали в руки тряпки, керосин и начинали очищать металл от типографской краски. Руки чуть ли не по локоть черные от этой самой краски, в типографии стоит неприятный запах… Выбежишь на улицу, подышишь свежим воздухом – и снова в помещение на очистку. Вредно, конечно, что краска типографская, что керосин этот. Спасались молоком».

Было непросто,
но интересно

   В 40-е – 50-е годы издавать газету было не так легко, как сейчас. Мало того, что практически весь труд был ручной («Машину, которая делала оттиски, мы запускали ногами, давили со всей силы на специальные педали»), так еще и света в аймаке попросту не было, электрификация началась только в 1957 году. Федосья Фёдоровна рассказывает: «Старались, конечно, все засветло сделать, но не всегда получалось, порой приходилось в ночь работать до самого утра. Зажигали лампы, свечи – и работать. Глаза уставали сильно, но никто не позволял себе остановиться. Хорошо, что коллектив был дружный – что в типографии, что в редакции. Надо было сделать все вовремя, но и о людях начальство тоже думало – делали перерывы, старались распределить работу так, чтобы не было непосильной нагрузки».
   Материалов в то время всегда было много, в районе активно работали колхозы и совхозы, постоянно поступала информация от правительства, надо было оповещать население о пленумах, съездах, совещаниях. И сделать это было необходимо, как говорится, «по горячим следам», без задержек. К тому же в стране постоянно проходили соцсоревнования, публикация достижений в газете была нормой. Три номера в неделю – такой была периодичность «районки», и за каждым выпуском стоял труд десятков людей: тяжелый, кропотливый.
В 60-е годы в типографии стал активно использоваться линотип – большая машина, которая облегчила процесс издания. Также был закуплен специальный резак. Федосья Фёдоровна вспоминает: «Трудиться стало проще, уже не нужно было вручную резать бумагу (а ее требовалось очень много, тиражи были большие). Да и линотип был необходим. Эта наборная строкоотливная машина стала для печатников незаменимой помощницей. Удобно: специально обученный человек сидит за клавиатурой и набирает с оригинала текст, а линотип сам накидывает буковки. А потом набранные строки отливались в металле – мы, наборщицы, их на полосу и ставили. Гораздо проще, чем мелкие литеры, устанавливать».
  В районной газете Федосья Фёдоровна отработала в общей сложности 33 года. За свои трудовые достижения она не раз премировалась. В 1971 году в связи с 25-летием работы в типографии Ф.Ф. Воложаниной было присвоено звание «Лучший полиграфист Бурятии». Есть у нее много других наград: почетные грамоты, благодарности за добросовестный труд и успехи в соцсоревнованиях. Треть века эта женщина отдала родной газете, типографии, которая постепенно превратилась из небольшого помещения, освещаемого керосинками и свечами и наполненного ручными станками, в мощное производство. На вопрос о том, почему она не ушла из типографии, несмотря на непростые, вредные условия труда, Ф.Ф. Воложанина ответила: «Знаете, а я нашла себя в этой профессии, мне это все очень нравилось. Работа, результаты которой видны сразу. Огромная ответственность, но и огромная радость, гордость оттого, что я была причастна к такому большому и важному делу».

Лариса ВОЛЧКОВА.
Фото из архива Виталия Коваленко.

Категория: Статьи | Добавил: Olga (08.03.2018)
Просмотров: 304
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]